Назад к списку

Как сделать бизнес эффективным в условиях нестабильности и неопределённости

Сегодня, по мнению американцев, мы живём в мире, который они называют миром VUCA – нестабильном, неопределенном, сложном и неоднозначном. Собственно говоря, таковым наш мир был всегда – на протяжении многих тысячелетий. Однако с началом стремительного развития цифровых технологий и сети интернет, события, происходящие в мире, стали очень стремительно меняться. 


Те же американцы говорят, что сейчас, просто из ниоткуда, может появиться компания с каким-либо инновационным продуктом, быстро заработать $1 млрд., и через пару лет кануть в лету. Потому, что этот продукт будет уже никому не нужен. И таких примеров у них уже около десятка. 

Итак, наш мир изменился и продолжает меняться в сторону ускорения и усложнения процессов, и никогда уже не будет таким, каким был прежде. Это очень интересное время, потому что  

  1. традиционное мышление и способы принятия решений уже не могут обеспечить эффективность деятельности компаний. 
  2. старые рабочие модели больше не функционируют и нужны новые модели управления бизнесом. 


Об этом же говорил и профессор бизнес-школы МИРБИС Александр Сергеев, на прошедшей 11 октября 2018 года (в Москве) конференции «Российский бизнес-2019: возможности и риски» – 

«Бизнес-модели, системы управления в российских компаниях, сложившиеся в условиях роста рынков, приходят в негодность. На стагнирующих рынках нужно работать по-другому: на первый план выходит эффективность менеджмента. Время простых решений прошло, компаниями нужно учиться думать, однако к такой работе авторитарные компании в большинстве своем не готовы. 

Для решения этой задачи нужны новые организационные схемы, в том числе для раскрепощения творческого потенциала компаний нужно сократить дистанцию между топ-менеджментом и сотрудниками. Компании, которые не смогут перестроить бизнес, начнут массово покидать рынок, и в этом смысле опасения россиян потерять работу, зафиксированные социологическими исследованиями, не лишены оснований». 


По мнению Кевина Робертса – руководителя сетевого рекламного агентства, имеющего филиалы в более чем 140 странах мира, для того, чтобы победить в мире VUCA нужно: 

  1. Иметь цель. 
  2. Уметь превращать проблемы в возможности. 
  3. Вдохновлять других. 
  4. Выполнять задуманное.  

Не так давно российские исследователи из «СКОЛКОВО» провели свой анализ и выявили, что для того, чтобы стать успешным и победить в VUCA-мире, нужно иметь 10 персональных навыков или компетенций, которые относятся к soft skills – мягким навыкам, и связаны: 

  1.  с решением проблем, 
  2.  с критическим мышлением, 
  3.  с умением задавать вопросы по существу, 
  4.  с умением разрешать конфликты, 
  5.  с умением управлять командой.  

Как видите, между Кевином Робертсом и исследователями из «СКОЛКОВО» есть одно общее, один очень важный навык – навык решения проблем, превращение этих проблем в возможности. 


О каких проблемах здесь идёт речь? 

По мнению американцев для мира VUCA присущи адаптивные проблемы, которые в отличие от «технических», запутаны, не имеют чёткой постановки и образцов решения. Решение этих проблем нужно искать внутри той системы, в которой они образовались. Именно поэтому эти проблемы ещё называют «злостными». 

Также американцы считают, что есть 3 основных способа решения адаптивных проблем в бизнесе. Это: 


1.  Обычное совещание

 Недостатки:  Слишком заформализовано и не обеспечивает 100% вовлечённость участников, необходимую для решения проблем. 


2.  Мозговой штурм. 

 Недостатки:  Десятилетние исследования, проведённые в США, показали, что за время мозгового штурма рождается идей значительно меньше, чем в ситуации, когда те же люди работают в одиночку, а затем объединяют свои идеи в группе. 


3.  Стратегическая сессия (интерактивная) 

Является наиболее подходящим способом решения нестабильных и неоднозначных проблем.Участники сессии вовлекаются не только в аналитическую дискуссию, но также и в творческий, и в эмоциональный процессы.

 Недостатки: 

  1. Специалистов, способных провести стратегическую сессию в интерактивном режиме, крайне мало. 
  2. Недоступно для малых предприятий. 

Коллеги, мы рассмотрели способы, с помощью которых не только американцы, но и, наверное, во всём мире, пытаются решать сложные и неоднозначные адаптивные проблемы. 


Теперь давайте рассмотрим методы решения проблем (или задач) которыми пользуется, наверное, подавляющее число людей в нашем мире. 

Итак, 

Метод 1 – метод решения типовых задач / проблем – решение «по образцу». 

Суть метода заключается в том, что возникшие проблемы решаются также, как решались аналогичные проблемы в прошлом. Решались нами или нашими знакомыми.В результате – чаще всего создаётся видимость решения, при котором причина проблемы не выявлена и не устранена. 

Очень часто о результатах, полученных после принятия решений с помощью этого метода, говорится, что мы «наступили на те же грабли».  

Этот процесс принятия решения также можно представить в виде человека, пытающегося с помощью шеста перепрыгнуть через речку. То ли перепрыгнет, то ли в речку упадёт.


Метод 2 – метод решения неясных и неоднозначных проблем или проблем, с которыми человек ещё не сталкивался. 

При решении таких проблем в голове человека происходит огромный мыслительный процесс – через голову человека проходит большой поток (1000 км) мыслей. Происходит анализ многих вариантов решений, после чего человек подходит к ещё одной (и очень сложной) проблеме – проблеме выбора оптимального варианта. 

 На протяжении всего этого процесса у человека происходят огромные затраты времени и энергии. Он остро переживает различные эмоции, от положительных джо негативных, кторые усиливаются в случае необходимости совершения выбора из нескольких альтернативных вариантов.

В случае, если ему не удаётся сделать выбор оптимального решения, или принятое решение оказалось неверным, то человек впадает в депрессию. Знаменитый роденовский «мыслитель» (приведённый на картинке) как раз и показывает такого человека, пытающегося сделать «трудный» выбор.


Итак, коллеги, мы рассмотрели два наиболее распространённых метода решения задач или проблем, раз за разом встающих перед человеком.А теперь рассмотрим эффективный способ преодоления «болота» проблем / решения задач (не только в бизнесе, но и в личной жизни) любой степени сложности. 

Этот способ называется 5-ти шаговый Алгоритм решения бизнес-задач. Механизм этого способа можно сравнить с самым эффективным способом преодоления «болота» - по кочкам. 

Этот алгоритм заложен в основу бизнес-игры «Капремонт бизнеса», участвуя в которой человек легко усваивает навыки решения задач любой степени сложности. 

Подробнее ознакомиться с игрой и записаться на участие в ней можно перейдя по этой ссылке


Кроме того, 5-ти шаговый Алгоритм решения бизнес-задач является стержневым элементом в инновационной методике управления бизнесом и проектами на основе постановки и решения управленческих задач (автор Елена Белик).


Эта методика позволяет сделать бизнес более управляемым – повысить показатель осуществляемости принятых решений до 90% и, соответственно, эффективность бизнеса в целом, что особенно актуально в условиях кризиса, нестабильности и неопределённости. И, кроме того, снимает все проблемы, связанные с делегированием полномочий.