Пару дней назад были у меня на консультации 2 владельца одной компании. Когда дошла очередь до проблем с персоналом, на вопрос – «В чём заключена проблема? Опишите её», оба собственника чуть ли не в один голос, сказали:
«Они тупые! Постоянно нужно всё объяснять и толкать, иначе ничего сделано не будет. Никакой инициативы! Хотя платим им довольно хорошо – больше, чем некоторые наши конкуренты…».
Персонал – извечная тема недовольства собственников и руководителей малого бизнеса. Какой персонал они хотели бы видеть? «Персонал работает результативно, сам ставит себе задачи и сам их выполняет. Никаких проблем!» – так озвучил свою идеальную картинку один мой клиент, участник тренинга.
Однако, основная причина такой работы персонала заключена в самих владельцах и руководителях бизнеса. Причём не только малого, но и среднего, и даже крупного.
Так, например, всемирно известный Уильям Эдвард Деминг, опираясь на свои же исследования, которые заняли несколько десятков лет, утверждает, что 94% всех проблем в компаниях обусловлены существующей системой управления.
При этом, доля ошибок, допускаемых сотрудниками, составляет всего лишь 6%. Таким образом, в большинстве случаев, руководители компаний просто перекладывают на сотрудников свою ответственность за неправильно организованную работу и выстроенные процессы.
Теперь, что касается мотивации – оплаты труда и инициативности.Профессор университета Дьюка по экономическому поведению и психологии Дэн Ариели провел несколько экспериментов, направленных на определение внутренних мотивирующих факторов.
Так вот, Ариели утверждает, что деньги только на короткий срок мотивируют людей. Через некоторое время интерес пропадает и тогда снова нужны деньги для его поддержания.
При этом, при достижении определенного уровня денежного вознаграждения, интерес к деньгам неминуемо сойдет на нет.
То есть, у каждого человека существует свой определённый порог дохода – та комфортная сумма, больше которой ему просто не нужно. Для кого-то это может быть 70, для кого-то 100 или даже 150 тысяч рублей, сверх которой он не будет «лезть вон из кожи», и тратить свое личное время на дополнительный заработок.
Такой вывод был сделан Дэном Ариели по результатам эксперимента, проведённого им в одном из подразделений компании «Intel».
Следующий вывод, сделанный Дэном Ариели в своих экспериментах, состоит в том, что наиболее эффективной мотивацией является нематериальная – «внутренняя» мотивация.
Таким образом, подавляющее большинство проблем с персоналом вызвано недостатками системы управления и неверно выбранной модели мотивации.