Назад к списку

Чему и как обучать сотрудников? 

О необходимости обучения сотрудников, сегодня не говорит только ленивый. А вот чему их обучать, и главное как, об этом стараются умалчивать. Почему умалчивают, это уже на совести тех, кто об этом самом обучении пишет. 

Кого сегодня обучают? 


Главным образом сотрудников отдела продаж. Ну как же, ведь это они в компании самые главные сотрудники. Куда без продаж то? Не будет продаж – не будет выручки, не будет ничего.

Чему обучают? Известно дело – продажам, ну и маркетингу немного (как же без этого?), ещё мастерству ведения переговоров и командообразованию. 

Кто обучает? Различные консультанты, коучи и бизнес-тренеры, в том числе и внутрикорпоративные. 

Как обучают? На семинарах и тренингах в больших залах и в небольших группах, но практически тому же, что и в больших залах. Основной метод подачи информации – лекции с показом слайдов презентации, ну и конечно, с предоставлением раздаточных материалов, в основном, в виде тех же самых презентационных слайдов. 

Из этого однообразия выпадают тренинги по командообразованию и некоторые тренинги по мастерству ведения переговоров, на которых происходит реальная работа в группах. 


Эффективность таких тренингов, как я уже писал в предыдущей статье, весьма низкая. Поэтому, на мой взгляд, такое обучение – пустая трата времени и денег. 

 Почему? 

Потому, что наиболее эффективное запоминание информации происходит только тогда, когда человек лично отработал те методы и приёмы, которым его обучают. Но и это ещё не всё. 

Усвоение информации требует также и мотивации, и стимулирования. Например, только очень немногие люди будут выполнять неприятную работу только потому, что это необходимо делать. Большинство же, будет под любым предлогом уклоняться от её выполнения. Также и с обучением. 

Чтобы обучение прошло успешно, необходим интерес обучаемого (вспомните годы своей учёбы), который стимулирует концентрацию внимания и делает процесс запоминания информации эффективным. Если же Вы не заинтересованы в обучении, то полученная информация будет оставаться в Вашей памяти весьма ограниченный и небольшой промежуток времени. 

Вот как функционирует механизм запоминания информации: 

Таким образом, для эффективного усвоения материала необходим интерес и очень высокая степень концентрации внимания на предмете изучения.  Скажите, разве все сотрудники, которых Вы отправляли обучаться на тренингах, были "кровно" заинтересованы в этом обучении? Думаю, что нет.

Это мы разобрали причину низкой эффективности обучения персонала. 


Теперь вопрос, чему же всё-таки нужно обучать сотрудников? 

Конечно же мастерству – мастерству профессии, и не только «продажников». В любой компании есть множество самых разных специалистов, периодическое обучение которых также необходимо для успешной работы компании. 


Ну а теперь, наверное, главный вопрос – как обучать сотрудников? 

Я думаю, это совершенно неправильно, когда работодатель тратит свои средства на обучение персонала на всевозможных семинарах и тренингах. Исключение здесь составляют лишь тренинги по командообразованию. Работодателю необходимо создать систему мотивации, при которой сотрудники самостоятельно и за свой счёт повышают уровень своего мастерства. Однако касается это, опять же, обучения на внешних тренингах и семинарах. А внутрифирменное обучение должно быть обязательным. 

У нас, по большей части, давно уже забыли институт наставничества, который успешно существовал на большинстве предприятий СССР где-то до середины 70-х годов. В чём он заключался? 

К каждому, вновь принятому на работу сотруднику, вне зависимости от должности (кроме руководства, конечно) и уровня квалификации, прикреплялся наставник из числа опытных сотрудников. Наставник вводил новичка в «курс дела», т.е. рассказывал и показывал новичку (проводил обучение) особенности выполнения работ на данном предприятии, и курировал его работу в течение месяца, иногда и более. За это наставник получал надбавку к зарплате. 

Это очень хороший институт и, насколько мне известно, до сих пор существует на некоторых российских предприятиях. 

Кроме того, на предприятиях проводилась подготовка (обучение) сотрудников к повышению квалификации. Правда, касалось это только сотрудников рабочих специальностей. Но кто мешает распространить этот опыт и на сотрудников отделов продаж, маркетинга и т.д.? 


Мне могут возразить, что сейчас на многих крупных предприятиях существует должность корпоративного тренера. Ну да, существует. А как быть менее крупным предприятиям? И потом, тренер тренеру рознь. 

Хочу рассказать Вам об одной встрече, которая произошла у меня в конце марта 2017 года. Столкнула меня судьба с одним корпоративным тренером. Разговорились. 

   На какие темы тренинги проводите? 

   Разные, но в основном это командообразование, продажи и ведение переговоров. 

   А сами Вы продавали что-нибудь – работали в отделе продаж? 

   Нет. А зачем мне это? Я прошла обучение на одном очень хорошем тренинге. Этому я и обучаю. 

О командообразовании и переговорах я не спрашивал, т.к. представилась психологом и коучем по образованию. Но, тем не менее, возникает вопрос – каким продажам она может научить сотрудников? 


Так что же делать малым и средним предприятиям, чтобы обучать своих сотрудников и навсегда избавиться от «незаменимых»

Об этом я расскажу на тренинге «КАПРЕМОНТ БИЗНЕСА©»